САМОАНАЛИЗ учебного занятия
Формы самоанализа урока
1) краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2) структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3) системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
4) полный – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
5) структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому этапу;
6) комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7) психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8) дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая.
1) обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
2) аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Примеры аспектов урока:
- реализация учителем триединой задачи урока,
- использование развивающих методов на уроке,
- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся,
- пути развития познавательного интереса,
- формирование общеучебных умений и навыков у школьников,
- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся,
- организация проблемного обучения на уроке и т.п.;
Вариант 1 самоанализа урока
- Место данного урока в теме.
- Воспитательные функции урока.
- Учебные возможности и уровень подготовленности учащихся.
- Соответствие методов преподавания целям урока.
- Присутствие обратной связи между учащимися и учителем, активность учащихся.
- Использование групповых, коллективных и иных форм обучения.
- Дифференцированный подход в обучении.
- Соблюдение дозировки времени на уроке.
- Уровень подачи домашнего задания.
- Психологический и эмоциональный климат в течение урока.
- Оценка результатов обучения и подведение итогов.
Вариант 2 самоанализа урока
Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
- Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
- Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
- Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
- Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
- Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
- Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
- Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся?
- Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?
Вариант 3 самоанализа урока
- Общая структура урока (основная дидактическая цель урока; его место в системе уроков по теме; основные моменты урока, дозировка времени; соблюдение основных требований к оформлению каждого урока, эффективность использования времени на уроке).
- Реализация основной дидактической цели (выполнение требований программы, соотношение материала, объясненного на уроке и данного на самостоятельную работу, организация восприятия, внимания, познавательного интереса, организация первичного закрепления материала, проверка качества ЗУН, использование раздела и программ, требования к знаниям: опрос учащихся – принцип вызова, дифференцированные задания, использование примерных норм оценок учащихся, данных в программах).
- Развивающая сторона урока (вовлечение учащихся в совершение основных мыслительных операций, преодоление посильных трудностей, развитие познавательной самостоятельности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).
- Соблюдение основных принципов дидактики (принцип наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).
Методы обучения (методы введения нового материала, закрепления и выработка умений и навыков, контроля; соответствие методов общей направленности обучения дидактической цели;
5. специфике учебного предмета; зависимость выбора методов обучения от материальной оснащенности школ).
6. Воспитывающая сторона урока (использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, формирование мировоззрения, связь с жизнью, воспитание добросовестного отношения к труду, учению, использование воспитательной возможности оценки, воспитательное воздействие личности учителя).
7. Учитель на уроке (подготовка к уроку, роль конспекта, виды деятельности на уроке, контакт с классом, индивидуальный подход к учащимся, значение предмета, увлеченность им).
8. Работа учащихся на уроке (подготовка учащихся к уроку, активность на разных этапах урока, виды деятельности, культура речи, дисциплинное отношение к предмету, учителю: динамика работоспособности, моменты наивысшей активности, падение работоспособности, их причин, уровень сформированности умения учиться).
8. Гигиенические условия урока (помещение, его оснащенность, мебель, соблюдение принципов рассадки, расписание на этот день, длительность и характер проведения физминуток, влияние гигиенических условий на динамику работоспособности на уроке).
Вариант 4 самоанализа урока
Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
- Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок связан с последующими уроками? Каков тип урока?
- Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, задачи развития? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса?
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли были связаны этапы урока?
- Выведено ли главное, существенное на уроке?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
- Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся?
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществляется?
- Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения?
- За счёт чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока, как поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось – почему? Как учитель планирует выполнить нереализованное?
Вариант 5 самоанализа урока
- Какие практические задачи решались на уроке?
- Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?
- Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся; какова его воспитательная и образовательная ценность?
- Какие использовались организационные формы на уроке; где, в каких «точках» урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?
- Все ли возможности были использованы для стимулирования речемыслительной активности учащихся (страховка от ошибок, обеспечение опорами и др.)?
- Какие вербальные и (или) невербальные (наглядные) стимулы использовались на уроке?
- Какие средства обучения использовались?
- Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
- Как вы оцениваете активность учащихся на уроке? Какие виды работы вызывали у них интерес?
- Как организован контроль усвоения знаний, умений, навыков? В каких формах и методах он осуществлялся?
- Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке; в чем это проявлялось?
- Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по изучаемому языку?
- Оцените результативность урока: чему научились школьники? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?
Вариант 6 самоанализа урока
- 1. Характеристика класса.
- Проанализировать структуру межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
- Охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
- Охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
- Проанализировать недостатки подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
- Кратко проанализировать недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
- 2. Анализ внешних связей урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
- 3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
- Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения.
- формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из раннее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и лёгким, а что трудным; каким образом будут достигнуты не уроке воспитывающие и развивающие задачи.
- Характеристика структуры урока: как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно-воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
- Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
- Функциональный аспект урока: определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
- Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.
К каким средствам прибегал учитель для восстановления дисциплины, оценка этих средств.
7. Тон учителя в работе: спокойный , ровный, слишком холодный, эмоциональный , резкий и т.д.
8. Внешнее поведение учителя: невнимательность . сидение на одном месте, лишняя суетливость, лишняя жестикуляция и т. д. Опрятность костюма и т.д.
Организационная сторона урока:
1.Насколько хорошо были организованы учащиеся на уроке; насколько правильно была выбрана организационная форма урока; как обеспечивалось усвоение каждым отдельным учащимся того, что он должен был получить от урока.
2. Насколько рационально было использовано время( правильность , удачность распределения времени по частям урока, потеря времени).
3. Насколько рационально был оборудован урок: все ли вовремя заготовлено; использование пособий, письменных принадлежностей и др . материалов; каков внешняя обстановка класса.
Результаты урока: в какой мере оказалась достигнутой задача, поставленная учителем для данного урока: откуда видно, то дети поняли . усвоили, сделали то, что было нужно; был ли урок достаточно эффективен; есть ли уверенность в том. что каждый ученик получил от урока то, что следовало.
Схема анализа и самоанализа ( по Б.П. Есипову)
Цель урока: чего учитель хотел добиться на уроке; насколько это было ясно. Как цель урока была доведена до сознания учащихся, какими приемами.
Содержание урока: его научная достоверность, грамотность; доступность для учащихся данного возраста; соответствие содержания программным установкам; моменты связи учебной работы с практикой; есть ли в уроке моменты связи теории с практикой или это следует считать упущением; моменты связи урока с другими дисциплинами.
Методическая сторона урока:
1.На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей; насколько удачно было сочетание различных методических приемов.
2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: повторение, связь с предыдущим; стимулирование на новую работу; сообщение и изучение нового; тренировка ( упражнение); закрепление и фиксация; применение знаний , умений , навыков на практике; проверка выполнения работы и усвоения знаний; организующие моменты (планирование , организация на работу, дача задания на дом и т.п.)какое было сочетание этих элементов на уроке, насколько оно удачно.
3. Насколько удачно на данном уроке было соотношение между изложением со стороны учителя и самостоятельной работой учащихся.
4. Приспособленность методических форм и приемов, употребляющихся на уроке, к возрастным особенностям учащихся.
5. Если на уроке фигурировали письменные задания, то каково качество этих заданий.
Учащиеся и учитель на уроке:
1. Насколько правильно осуществлял учитель свое руководство в различные моменты урока.
2.Насколько детям было интересно.
3. как было организовано и захвачено их внимание.
4. насколько дети были инициативны, активны ( не было ли подмены детской работы работой учителя или , наоборот, необоснованный расчет на полную самостоятельность и самодеятельность учащихся).
5. Дифференцированный подход учителя к различным категориям учащихся.
6. Случаи нарушения дисциплины учащимися на уроке. Чем они вызваны ,
Примерная схема анализа ( самоанализа) здоровьесберегающей функции урока.
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
||
1 |
Комплексное планирование целей урока, в том числе задач, имеющих оздорови-тельную направленность |
Цели и задачи урока имеют здоровье сберегающую направленность, формируют отношение к здоровью человека как ценности, способствуют формиро-ванию потребности в здоровом образе жизни |
||
2 |
Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения |
Наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности , соответству-ющих СанПиНам мебели, оборудо-ванию, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано сквозное провет-ривание до и после занятий и частичное -на переменах. Проводится влажная уборка кабинета между сменами. |
||
3 |
Научная организация труда на уроке: |
|||
А) |
Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой связи в управлении учебным процессом |
Сила прямой связи- воздействие на ученика знанием и вниманием. Оперативность- быстрая, без искажения передача информации от учителя к ученику. Надежность- компетентность учителя, умение стимулировать мотивацию ученика |
||
Б) |
Обеспечение сильной, оперативной и надежной обратной связи в управлении учебным процессом |
Разработана система обратных связей, которая необходима не только учителю, но и ученику, чтобы знать о своих достижениях. Самооценка ученика и его успехи самые высокие, когда учитель хвалит и не помогает, низкие- ругает и не помогает, очень низкие- ругает и помогает. |
||
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
||
В) |
Обеспечение первичной и вторичной априорной настройки учеников |
Первичная априорная настройка связана с желанием учиться . Вторичная – когда знаешь значимость предмета, а учителя- только хорошие. |
||
Г) |
Обеспечение привлекательности предмета и урока |
Предмет и урок должны чем- то привлекать: актуальной темой, оригинальной формулировкой темы, эмблемой- символом, перспективой получения недоступных ранее знаний и т.д. |
||
Д) |
Обеспечение первичной и вторичной апостериорной настройки учеников |
Первичная – когда ученик попадает в мир школы и класса. Вторичная – захватывает начало урока: за это время ученик должен увлечься настолько, чтобы ни одна посто-ронняя мысль не пришла к нему в голову. |
||
Е) |
Учет индивидуальных особенностей врабатывания учащихся |
Учитываются индивидуальные особенности естественных биорит-мов учащихся. Первая часть урока не загружается ответственным ма-териалом. Заинтересовать учащихся и изложить «правила игры». |
||
Ж) |
Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности |
Досконально продумывать план урока, не давать ученику отвлечься. Изложить и обсудить основной материал. |
||
З) |
Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока |
Не выходить за пределы норм и критериев переработки информа-ции. Не допускать информацион-ной перегрузки учащихся ( не переходить на скороговорку, не читать по бумажке, использовать паузы для акцентировки, соображения, отдыха) |
||
И) |
Обеспечение преодоления информационных барьеров |
Умение преодолевать резонансный , образовательно-языковый, профессионально-языковый и национально-языковый барьеры. |
К) |
Оптимальный ритм труда |
Найдено правильное соотношение между темпом и информационной плотностью. Оно варьируется с учетом физического состояния и настроя учащихся. Темп умело сочетается с ритмом. |
Л) |
Обеспечение и привычной последовательности и систематичности работы |
Сформированы традиционные алгоритмы урока. Учитель и ученики своевременно готовят себя к уроку |
М) |
Обеспечение мемориальной информативности на уроке |
Учитывая, что впервую очередь запоминается необычное , учитель умело совмещает привлечение с запоминанием, « завязывает узелки», используя удивительные факты, яркие образы, бытовые примеры и т. д. |
Н) |
Обеспечение возвратной информативности на уроке |
Используется эффект глубины изложения, богатства содержания, блеска речи и т. д. Ученики должны идти не только на урок , но и на учителя! |
О) |
Планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому |
Своевременно обнаруживается наступление фаз неполной компен-сации, устойчивого снижения рабо-тоспособности, « взрыва». Прини-маются необходимые меры к ак-тивному отдыху и восстановлению. |
П) |
Обеспечение правильного чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими. |
Для снятия психоэмоционального и статического напряжения активно используются физкультминутки ипаузы общего и специального воздействия |
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
Р) |
Сохранение функции зрения |
Используются медико-гигиени-ческие приемы сохранения функ-ции зрения, методика активизации мышечного тонуса и моторно-коор-динаторных сенсорных тренажей по В.Ф. Базарному и др. |
С) |
Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся |
Подобрана соответствующая воз-расту мебель.Ведется системати-ческий контроль за осанкой детей |
Т) |
Соблюдение норм домашних заданий |
строго выполняются требования к объему д/з, предусмотренные СанПиНами. |
У) |
Своевременное окончание урока |
Звонок – для ученика! |
4. |
Обоснованность ( с точки зрения сохранения здоровья учащихся) методов, применяемых учителем |
Учитель грамотно применяет методы принуждения(постановка единой задачи, опрос, оценивание, распределение обязанностей), свободного выбора ( беседа, выбор игрового действия, свобода твор-чества),самопознания и развития ( познавательных процессов, эмоцио-нальной сферы, волевой сферы, коммуникативности, самооценива-ния) с акцентом на последние |
5. |
Разумное сочетание видов деятельности ученика на уроке |
Наряду с рутинной ( слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы), на уроке широко пред-ставленыигровая ( групповая, парная , индивидуальная) и твор-ческая деятельность учащегося. |
6 |
Обеспечение мотивации деятельности ученика |
Наряду с внешней(оценка, похвала учителя, стремление опередить других), на уроке проявляется и внутренняя(стремление больше узнать, поделиться знаниями)мотивация учеников |
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
7 |
Оптимальные взаимоотношения между учителем и учеником, учеником и учеником |
Педагогическое общение обеспечивает комфорт и психологическую безопасность. Взаимоотношения между учениками строятся на основе дружелюбия и сотрудничества |
8 |
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся |
На уроке используется один из вариантов дифференцированного подхода в обучении. Особое внимание уделяется детям группы риска и больным. |
9 |
Личностный подход к оценке знаний |
Выбор адекватной для детей сложности заданий. умение показать успешность ученика, оставаясь объективным,- один из главных показателей профессионализма учителя. |
10 |
Связь обучения с воспитанием |
Обеспечивается развитие личности в учебной деятельности, осуществляется пропаганда ЗОЖ |
11 |
Достижение целей урока |
В основном обеспечено достижение целей урока |
12 |
Интерес к уроку |
Обеспечен интерес к уроку на всех его этапах |
13 |
Оптимальное состояние ученика после урока |
Ученику было интересно, он старался, достиг цели и доволен собой, самочувствие хорошее. |
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Польза самоанализа учебного занятия и необходимость развития у педагогов умения проводить его
Учитель в современной школе должен уметь грамотно и аргументировано анализировать свою педагогическую деятельность, в том числе и отдельно взятый проведенный им урок или учебное занятие.
Реальная ценность занятия – его результат; степень усвоения материала воспитанниками. Какими бы внешне эффективными приёмами ни пользовался педагог, но если воспитанники не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. На занятие обучающиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.
Самоанализ учебного занятия – процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведённого им занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов).
Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия инеобходимости развития у педагогов умения проводить его:
- Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала. Дело в том, что развитие не происходит без проблематизации прежнего опыта, без переживания и разрешения кризисов компетентности, когда учитель чувствует и понимает необходимость начать работать по-новому и меняться как личность. Рефлексия, самоанализ – универсальные способы погружения учителя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.
- Самоанализ – прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него того самочувствия, которое великий К.С. Станиславский называл «творческим рабочим самочувствием». Если учитывать ранимость учителя, как и других представителей творческих профессий, то придётся признать, что право на самоанализ и оценку своей работы может избавить педагога от многих лишних тревог и переживаний. Это абсолютно не закрывает путь к действительно конструктивной критике его работы в диалоге с экспертами, оценивающими учебное занятие, кем бы они ни были.
- Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. Такое улучшение не может произойти только за счёт изучения передового опыта и научных достижений. Плохо понимая свою собственную работу и свои проблемы, учитель вряд ли сможет органично чужие достижения в систему своей деятельности. В этом случае он оказывается неподготовленным заказчиком на научную продукцию и опыт коллег. Ход от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность!
- Без самоанализа педагогу трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. Можно сказать и более жестко: человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелым профессионалом.
- Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель-ученик». Даже при самом блистательном календарно-тематическом планировании необходимо реально отслеживать, что удалось и что не удалось сделать.
- В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют педагога от снижения качества обучения и воспитания воспитанников.