Программа реализации проекта
«Родительский университет»
в ГУО «Шкавская базовая школа»
І ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
(для родителей учащихся 1 – 4 классов)
ІІ ступень – «Мой ребёнок – подросток»
(для родителей 5 – 9 классов)
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребёнка.
Задачи Родительского университета:
- Формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- Формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- Обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- Организация эффективного сотрудничества и партнёрства родителей обучающихся и учреждения образования.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы
1. Организационное
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка мероприятий и размещение на сайте учреждения.
2. Информационно-просветительское
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
Правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
Психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребёнка;
Гражданское: о путях развития образования, школы;
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
3. Содержательное
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учётом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний
- на развитие творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды по двум ступеням
І ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
(для родителей учащихся 1 – 4 классов)
ІІ ступень – «Мой ребёнок – подросток»
(для родителей 5 – 9 классов)
Формы проведения занятий
- традиционные (лекции, беседы, круглые столы, семинары-практикумы, опросы родителей, обмен опытом);
- дистанционные (вебинары, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа по «горячей линии» учреждения образования, оформление стендов, распространение листовок, привлечение родителей к участию в проведении тематических выставок).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семей учащихся в образовательных услугах;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев насилия в семье, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования, охват родительским всеобучем родителей учащихся.
Занятия Родительского университета проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводить в соответствии с графиком.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
І ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»
Темы занятий для родителей учащихся 1 класса
1. Адаптация учащихся в 1-м классе (сентябрь)
2. Режим дня школьника (ноябрь)
3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка (январь)
4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель)
Темы занятий для родителей учащихся 2 класса
1. Как родители могут помочь ребёнку учиться (октябрь)
2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь)
3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка (февраль)
4. Трудовое воспитание детей в семье (май)
Темы занятий для родителей учащихся 3 класса
1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка (сентябрь)
2. Психологические и физиологические особенности третьеклассника (декабрь)
3. Здоровая семья – здоровый ребёнок (январь)
4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника
Темы занятий для родителей учащихся 4 класса
1. Возрастные психофизические особенности учащихся 4-х классов (сентябрь)
2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей (декабрь)
3. Ребёнок и компьютер (февраль)
4. Книги в жизни школьника (май)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ІІ ступень – «Мой ребёнок – подросток»
Темы занятий для родителей учащихся 5 класса
1. Адаптация ребёнка в новом коллективе (сентябрь)
2. Ребёнок среди сверстников (ноябрь)
3. Ваш ребёнок вырос (февраль)
4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май)
Темы занятий для родителей учащихся 6 класса
1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи (сентябрь)
2. Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь)
3. Безопасность подростков в сети Интернет (март)
4. Организация летнего отдыха подростков (май)
Темы занятий для родителей учащихся 7 класса
1. Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь)
2. Профилактика правонарушений подростков (ноябрь)
3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль)
4. Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель)
Темы занятий для родителей учащихся 8 класса
1. Жизненные цели подростков (октябрь)
2. Как уберечь подростка от насилия (декабрь)
3. Осторожно:суицид (март)
4. Культура поведения в конфликтных ситуациях (май)
Темы занятий для родителей учащихся 9 класса
1. Портрет современного подростка (сентябрь)
2. Агрессия, её причины и последствия (ноябрь)
3. Формирование здорового образа жизни:вредные привычки и как им противостоять (февраль)
4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель)